Новости

Требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019 года № 1732 «Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов» (с изменениями и дополнениями) утверждены требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов, изготовленных и введённых в действие до вступления в силу Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов». Принятие данного постановления направлено на обеспечение безопасной эксплуатации уже существующих аттракционов, повышение уровня защиты посетителей и обслуживающего персонала, а также установление единых требований к техническому надзору и эксплуатации оборудования на всей территории Российской Федерации.

Предпосылки принятия требований

1. Введение Технического регламента ЕАЭС

В апреле 2018 года вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС 038/2016) «О безопасности аттракционов», утверждённый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 114. Регламент устанавливает требования к безопасности аттракционов при проектировании, изготовлении, монтаже и эксплуатации, однако распространяется исключительно на оборудование, впервые выпускаемое в обращение на территории государств — членов ЕАЭС.

2. Необходимость регулирования ранее введённых аттракционов

Так как действие Технического регламента не охватывало аттракционы, изготовленные и введённые в эксплуатацию до его вступления в силу, возникла необходимость в разработке национальных требований, регулирующих вопросы их технического состояния и безопасной эксплуатации.

3. Изменения в российском законодательстве

Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 245-ФЗ в законодательство Российской Федерации были внесены изменения, предусматривающие полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации по осуществлению регионального государственного надзора, регистрации аттракционов и контролю за соблюдением требований безопасности.

4. Проблема отсутствия единого перечня требований

До принятия соответствующих нормативных актов отсутствовал единый перечень требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов и их вспомогательных устройств, что приводило к разрозненности надзорной практики, снижению уровня безопасности и увеличению количества несчастных случаев при эксплуатации.

5. Принятие постановления № 1732 как меры упорядочивания

Подписанное Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019 года № 1732 «Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов» (с изменениями и дополнениями, внесёнными 9 октября 2021 года) восполнило имеющийся пробел, утвердив единый комплекс требований, направленных на обеспечение надёжности, технической исправности и безопасной эксплуатации аттракционов, ранее введённых в действие на территории Российской Федерации.

Область применения

Настоящие требования применяются в отношении технического состояния и эксплуатации аттракционов, изготовленных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза “О безопасности аттракционов” (ТР ЕАЭС 038/2016), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 114 (далее – технический регламент).

К ним относятся следующие типы аттракционов:

Настоящие требования не распространяются на аттракционы, виды и типы которых не предусмотрены к техническому регламенту, аттракционы, имеющие ничтожную степень потенциального биомеханического риска (RB-4), оборудование для детских игровых площадок, канатные дороги и фуникулеры, относящиеся к опасным производственным объектам, спортивное и тренировочное оборудование, а также на оборудование, используемое исключительно для личных и (или) семейных нужд.

Общие технические требования к аттракционам

1. Требования к внешнему виду и содержанию аттракционов

  • Техническое состояние аттракционов должно соответствовать положениям эксплуатационных документов и настоящим требованиям.
  • Любая информация об аттракционе, включая эксплуатационные документы и информацию, размещенную на аттракционе, составляется на русском языке.
  • Аттракционы, управляемые дистанционно из кабины оператора (пульта управления), должны быть оснащены предупредительным сигналом.
  • Поверхности и соединения поверхностей аттракциона, контактирующие с телами пассажиров, должны быть гладкими в целях исключения травмирования пассажиров при скольжении по ним.
  • Детали, узлы, конструкционные элементы аттракционов и их соединения, которые могут представлять собой опасность из-за отказа или повреждения в процессе эксплуатации, должны быть доступными для контроля и ремонта.

2. Требования к ограждениям

  • Ограждение опасных зон внутри или снаружи аттракциона должно быть размещено на расстоянии, предусмотренном эксплуатационными документами.
  • Высота ограждений, применяемых для ограничения доступа в рабочую зону аттракциона, должна быть не менее 1100 мм относительно поверхности, на которой стоят посетители. При этом расстояние между двумя соседними смежными внутренними элементами ограждения не должно превышать 100 мм.
  • Минимальное безопасное расстояние от ограждений до движущихся частей аттракциона должно быть не менее 500 мм, если иное не предусмотрено эксплуатационными документами.
  • На аттракционах для детей до 10 лет, огражденные зоны которых расположены на одном уровне, допускается использовать барьеры высотой 850 мм.
  • Ограждения или перила должны быть установлены в местах, где посетитель может упасть с высоты 400 мм или более из-за разницы высот смежных уровней.
  • Все ограждения аттракциона должны надежно крепиться таким образом, чтобы доступ в огражденную зону был возможен только с использованием инструментов. Двери (дверцы) ограждения должны оборудоваться запирающими устройствами.
  • Ограждения многоместных аттракционов (24 места и более) должны иметь раздельный вход и выход. Все входы и выходы на аттракционе должны иметь запорные устройства.

3. Требования к платформам, трапам, полам, лестницам и проходам

  • Поверхности платформ, трапов, полов, лестниц и проходов, доступных посетителям, должны быть нескользкими при любых погодных условиях.
  • Поверхности платформ, трапов, полов, лестниц и проходов должны иметь несущую способность, необходимую для безопасной эксплуатации. Прогибы и смещения жестких несущих поверхностей под воздействием перемещения посетителей по аттракциону не допускаются.
  • На поверхности платформ, трапов, полов, лестниц и проходов не должно быть выступов, заостренных частей и неровностей, а также отверстий, в которые может провалиться круглый предмет диаметром более 12 мм.
  • Любые перепады высот платформ должны быть наглядно обозначены и не должны представлять опасность для посетителей.
  • Уклон любых видов платформ аттракционов должен быть не более 1:8.
  • Уклон входных и выходных трапов для посетителей должен быть не более 1:6. Допускается уклон входных и выходных трапов 1:4, если предусмотрены поперечные рейки по всей ширине спуска, расположенные на расстоянии не более 400 мм.
  • При отсутствии трапов или лестниц допустимый перепад высот между платформами должен быть 100 – 240 мм.
  • Ширина основных лестниц для перемещения посетителей на аттракционе должна быть в пределах 900 – 2500 мм (за исключением случаев, если они окружают аттракцион, или лестницы имеют не более 10 ступенек, или перепад высот не более 2000 мм), ширина аварийных лестниц и рабочих мостков должна быть не менее 600 мм.
  • Минимальное расстояние между перилами или между перилами и внутренним краем лестницы должно быть 900 мм или 600 мм (в зависимости от ширины лестницы). При ширине лестницы 900 мм и более перила должны быть с обеих сторон.
  • Глубина ступеней лестницы должна быть не менее 240 мм, за исключением винтовых лестниц. Допустимая высота ступеней 140 – 240 мм.
  • Применение наклонных ступеней не допускается.
  • Ширина и высота ступеней должны быть одинаковыми по всей длине лестницы. Наклон лестницы, предназначенной для посетителей, определенный по ее средней линии, должен быть не более 45 градусов.
  • Каждый лестничный пролет, предназначенный для посетителей, должен иметь не более 15 ступеней. Между пролетами, следующими друг за другом, должны быть предусмотрены площадки длиной не менее 800 мм. Для аттракционов водных немеханизированных каждый лестничный пролет, предназначенный для посетителей, должен иметь не более 18 ступеней.

4. Требования к пассажирским модулям

  • Двери должны быть оборудованы исправными запорными устройствами, предотвращающими случайное открывание во время поездки. Двери должны быть оборудованы замками, запираемыми и отпираемыми только снаружи. Двери не должны самопроизвольно открываться во время работы аттракциона, а также в аварийных ситуациях.
  • Двери с приводом от внешнего источника энергии должны быть безопасными для пассажиров.
  • Сиденья должны быть надежно закреплены на конструкции пассажирского модуля для обеспечения безопасной эксплуатации аттракциона.
  • Сиденья должны быть снабжены спинкой высотой не менее 400 мм. Высота спинки сиденья может быть уменьшена до 250 мм только на аттракционах для детей ростом до 1200 мм.
  • Система подвески сидений на стальных проволочных канатах или цепях из звеньев должна обеспечивать безопасную эксплуатацию аттракциона и иметь страхующие устройства в местах крепления подвесок в соответствии с эксплуатационными документами.
  • Сиденья, закрепляемые при помощи пальцевых, болтовых и иных соединений, должны быть надежно закреплены с учетом резервирования (дублирования креплений) для обеспечения безопасной эксплуатации аттракциона.
  • Устройства фиксации, подлокотники, спинки, ремни безопасности, цепи, тросы и соответствующие запорные устройства должны выдерживать нагрузки с учетом действующих динамических нагрузок, предусмотренных эксплуатационными документами.
  • Устройства фиксации должны исключать возможность их открывания зафиксированным пассажиром, а также другими пассажирами аттракциона, если это предусмотрено эксплуатационными документами. Устройства фиксации должны исключать возможность перемещения пассажиров за пределы контура безопасности, предусмотренного эксплуатационными документами, в результате биомеханического воздействия.
  • Аттракционы, которыми могут пользоваться пассажиры-инвалиды, должны иметь средства для их безопасного размещения, а также фиксирующие устройства для обеспечения их безопасности.

5. Требования к обеспечению безопасной посадки и высадки пассажиров

  • Перепад высот между полом пассажирского модуля и поверхностью, с которой производится посадка (высадка) пассажиров, должен быть не более 400 мм.
  • Посадка (высадка) пассажиров при движении пассажирского модуля запрещается, за исключением предусмотренной в эксплуатационных документах посадки (высадки) (модули колес обозрения). В указанных случаях максимальная скорость модуля относительно площадки или платформы должна быть не более 0,7 м/с, если посадку (высадку) осуществляют по ходу движения, и 0,5 м/с – при боковом выходе.
  • При затрудненной посадке (высадке) пассажиров в раскачивающийся модуль (водные модули, подвесные кабины и сиденья) должна осуществляться временная фиксация пассажирского модуля у посадочной платформы. В случаях, когда это технически невыполнимо, пассажирам должна оказываться помощь в посадке (высадке) со стороны обслуживающего аттракцион персонала.
  • При аварийной высадке с аттракциона должны быть обеспечены средства безопасной эвакуации пассажиров, застрявших вне зоны штатной высадки (аварийные лестницы, спасательные фалы), если это предусмотрено эксплуатационными документами.

6. Требования к размещению и монтажу аттракциона

  • Монтаж (сборка, установка) аттракциона осуществляется в соответствии с инструкцией по монтажу (сборке, установке), пуску, регулировке и обкатке или другими эксплуатационными документами, содержащими указания по монтажу (сборке, установке), наладке и регулировке.
  • Аттракцион размещается на участке, соответствующем параметрам, содержащимся в эксплуатационных документах.
  • Расположение аттракциона должно обеспечивать безопасный вход (выход) посетителей и отсутствие давки в опасных ситуациях.
  • При установке (монтаже) аттракциона должно быть обеспечено минимальное расстояние до других постоянных или передвижных конструкций или коммуникаций.
  • Если в часть пространства, ограниченного габаритными размерами одного аттракциона, входят части другого аттракциона, контуры безопасности обоих аттракционов не должны пересекаться.
  • На главных проходах между аттракционами должно быть создано свободное пространство, позволяющее двигаться служебным машинам и обеспечивающее доступ к стационарным пожарным гидрантам (при их наличии в месте установки аттракционов) даже во время эвакуации посетителей.
  • Между соседними аттракционами, сооружениями или другими занятыми зонами должно быть достаточное расстояние, чтобы минимизировать риск распространения огня при пожаре.
  • Зоны возможного приземления пассажиров при падении с аттракциона должны быть оборудованы смягчающим, упругим или амортизирующим покрытием для исключения их травмирования в соответствии с эксплуатационными документами.
  • Эксплуатант обязан обеспечить отсутствие препятствий (элементов конструкций, веток деревьев, скамеек, стоек с объявлениями) в зоне перемещения пассажиров.

7. Требования к нестационарным источникам электроснабжения (генераторам) аттракционов

Эксплуатант обязан принять меры, исключающие доступ посетителей, пассажиров и пользователей к нестационарному источнику электроснабжения (генератору). Нестационарный источник электроснабжения (генератор) должен быть установлен в отдельном техническом помещении или иметь защитную конструкцию, исключающую риски причинения вреда здоровью (в случае применения мобильных электрогенераторов или электростанций с приводом от двигателей внутреннего сгорания).

Требования к аттракционам механизированным поступательного, вращательного и сложного движения

1. Требования к техническому

  • В предусмотренных изготовителем случаях, содержащихся в эксплуатационных документах, на аттракционе должны быть установлены приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха. На аттракционах не должно быть:
  • Неисправностей и повреждений резервных (дублирующих) систем критичных компонентов и страховочного оборудования, предусмотренных конструкцией аттракциона. Все резервное и резервируемое оборудование, предусмотренное конструкцией аттракциона, должно быть в наличии и исправно;
  • Изогнутых или помятых элементов, а также ослабленных креплений или отсутствующих деталей аттракциона;
  • Ослабления креплений устройств фиксации пассажиров, дверей и их запирающих устройств, сидений пассажирских модулей;
  • Повреждений или износа разъемных соединений (болтов, шарниров, штифтов, петель), превышающего показатели, предусмотренные эксплуатационными документами;
  • Непредусмотренной утечки воздуха из пневматических систем.

2. Требования к эксплуатации

  • Запрещается размещать пассажиров на посадочных местах, оборудование или устройство фиксации которых неисправны.
  • Включение аттракциона осуществляется при отсутствии посторонних лиц и обслуживающего персонала в зоне эксплуатации аттракциона.
  • При эксплуатации аттракциона скорость его движения и его подвижных частей не должна выходить за пределы, указанные в формуляре или эксплуатационных документах.
  • На аттракционах с рельсовым путем места его перехода посетителями должны быть четко обозначены и приняты меры для предупреждения риска нанесения вреда жизни и здоровью пассажиров.
  • Число посетителей, одновременно находящихся на посадочной платформе, не должно превышать число таких посетителей, допустимое эксплуатационными документами.
  • Во время остановки пассажирских модулей для высадки (посадки) пассажиров необходимо предпринять меры для удержания этих модулей в неподвижном положении, пока все пассажиры не выйдут или не займут свои места, устройства фиксации не будут переведены в рабочее положение и не будет освобождена зона посадки.
  • Во время эксплуатации необходимо осматривать механическое оборудование и конструкции с тем, чтобы убедиться в их исправности. В случае обнаружения неисправности аттракцион должен быть закрыт до ее устранения.
  • Необходимо сигнализировать о начале и конце сеанса катания, за исключением случаев, когда посадка (высадка) пассажиров происходит в непосредственной близости от оператора аттракциона или в случае безостановочного цикла работы аттракциона.
  • На каруселях с подвесными сиденьями необходимо следить за тем, чтобы пассажиры не раскачивались, не сталкивались, не вращали сиденья и не нарушали исходную штатную позу. Работа аттракциона должна быть прекращена, если пассажиры нарушают любое из указанных требований.
  • На каруселях, сидячие или стоячие места которых поднимаются или наклоняются, а пассажирам приходится держаться, чтобы противостоять центробежной силе, подъем или наклон должен начинаться с момента достижения скоростного значения, предусмотренного эксплуатационными документами. Опускание должно заканчиваться до того, как скорость снизится ниже указанного значения.
  • На колесе обозрения пассажиров следует рассаживать в таком порядке, чтобы обеспечить равномерную нагрузку. Следует учитывать, что неравномерность загрузки (односторонняя загрузка) посадочных мест не должна превышать 1/6 и 5/6 периметра вращающейся части колеса.
  • При посадке в свободнокачающиеся или свободновращающиеся пассажирские модули или при высадке из них помощники оператора аттракциона должны удерживать пассажирские модули до тех пор, пока пассажиры безопасно не разместятся в них или не выйдут из них.
  • Запрещается допускать работу аттракциона с незапертыми дверцами пассажирских модулей.
  • Оператор и помощники оператора аттракциона обязаны предпринять меры, не допускающие, чтобы пассажиры раскачивали кабины, бросали из кабин любые предметы, высовывались из кабин, самовольно открывали дверцы, курили в кабине и вставали с сидений.
  • Резьбовые соединения должны иметь элементы, исключающие их самопроизвольное отвинчивание.
  • Поезд или отдельное средство передвижения должны иметь ограничение по максимальной скорости движения. Максимальная скорость движения поезда или отдельного средства передвижения, предназначенного для перемещения детей до 8 лет, не должна превышать 4 км/ч, если иное не предусмотрено эксплуатационными документами.
  • Остановка, посадка (высадка) пассажиров должны производиться в месте, предусмотренном конструкцией аттракциона и (или) установленном эксплуатационными документами.
  • Железнодорожные пути, зона посадки (высадки), рабочее место (орган управления, пульт управления) и площадь вокруг аттракциона должны иметь достаточное освещение, чтобы обеспечивать безопасную эксплуатацию и надлежащий контроль за поездом в течение всего цикла работы. Освещение должно обеспечивать одинаковую яркость, без теней и отражения света вдоль всех железнодорожных путей.

Основные обязанности эксплуатанта аттракциона

1. Аттракцион должен быть зарегистрирован в установленном порядке.

Оператор аттракциона – работник, назначенный субъектом хозяйствования и ответственный за управление аттракционом, если он доступен для посетителей.

2. При эксплуатации аттракционов эксплуатант обязан:

  • выполнять требования эксплуатационных документов и вести журналы, предусмотренные настоящими требованиями;
  • разместить перед входом на аттракцион правила пользования аттракционом для посетителей, пассажиров и пользователей (в том числе для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы), а также государственный регистрационный знак;
  • иметь средства для измерения роста и веса пассажиров, если это предусмотрено эксплуатационными документами;
  • разместить перед входом на аттракцион информацию об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (если это предусмотрено эксплуатационными документами);
  • разместить перед входом на каждый эксплуатируемый аттракцион информационную табличку, содержащую сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки. Табличка должна быть читаемой, защищенной от погодных воздействий и умышленных повреждений;
  • разместить необходимые эвакуационные знаки, план и мероприятия по эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле;
  • иметь в наличии средства эвакуации пассажиров из пассажирских модулей (если это предусмотрено эксплуатационными документами);
  • разместить на рабочем месте обслуживающего персонала основные правила по обслуживанию аттракциона;
  • разместить схемы загрузки аттракциона пассажирами (если это предусмотрено эксплуатационными документами);
  • разместить на рабочем месте обслуживающего персонала таблички с требованиями к персоналу по порядку проведения ежедневных проверок в отношении критичных компонентов и критичных параметров;
  • по истечении назначенного срока службы аттракциона не допускать его использование по назначению без проведения оценки остаточного ресурса. Оценка остаточного ресурса аттракциона, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования специализированной организацией. Сведения о проведенном обследовании указываются в формуляре аттракциона или эксплуатационных документах. На основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее условия и возможный срок продления эксплуатации аттракциона;
  • не допускать эксплуатацию аттракционов с проведенной модификацией аттракциона без предварительного одобрения проектировщика;
  • техническое обслуживание и ремонт аттракционов проводить в соответствии с эксплуатационными документами;
  • приостанавливать эксплуатацию аттракциона в случае выявления недостатков и нарушений, которые могут привести к аварии или несчастному случаю;
  • разместить рядом с пультом аттракциона таблицы, содержащие сведения об основных технических характеристиках;
  • установить на аттракционе приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха, если это предусмотрено эксплуатационными документами;
  • исключить недопустимое использование аттракциона;
  • иметь средства для оказания первой помощи пострадавшим (медицинские аптечки);
  • обеспечить присутствие оператора аттракциона на рабочем месте во время эксплуатации аттракциона.

3. Обязанность проведения периодических проверок технического состояния аттракциона включает в себя следующие виды проверок:

  • ежедневная проверка в соответствии с требованиями эксплуатационных документов;
  • периодическая проверка в процессе эксплуатации аттракциона в соответствии с графиком, который разрабатывает эксплуатант на основе требований эксплуатационных документов;
  • внеплановая проверка в случае возникновения нештатных ситуаций;
  • ежегодная проверка.

4. Эксплуатационные документы включают в себя:

  • паспорт (формуляр) аттракциона с отметками о регистрации;
  • руководство по эксплуатации аттракциона и руководство по техническому обслуживанию аттракциона;
  • журнал ежедневного допуска аттракциона к работе по форме согласно приложению N 1 и журнал учета технического обслуживания и ремонта аттракциона по форме согласно приложению N 2;
  • сведения о назначенных лицах, ответственных за безопасную эксплуатацию аттракциона и за техническое состояние аттракциона в эксплуатирующей организации.

Поведения посетителей

Посетитель – лицо, которое получает, заказывает или имеет намерение получить или заказать для личных потребностей развлечения с использованием аттракционов

1. Общие эксплуатационные требования

  • Не используйте неисправные устройства, сиденья или элементы фиксации.
  • Не катайтесь на аттракционе при неблагоприятных погодных условиях.
  • Посетители должны быть проинструктированы до начала поездки.
  • Оплата во время движения на скоростных аттракционах запрещена.
  • На сидячих аттракционах запрещено вставать или менять позу.
  • На вращающихся платформах запрещено стоять у края или между подвижными элементами.
  • Доступ может быть ограничен для лиц, чьи физические параметры создают угрозу безопасности — это не считается дискриминацией.

2. Одежда и личные вещи

  • Обувь на высоких каблуках или с металлическими элементами.
  • Пронос животных, зонтов, тростей и острых предметов.
  • Использование громоздких аксессуаров, мешающих фиксации тела.

Заключение

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов» от 20 декабря 2019 года № 1732 (с изменениями от 9 октября 2021 года) закрепляет единые стандарты безопасности аттракционов в России. Соблюдение требований обеспечивает максимальную защиту гостей и персонала, повышает доверие посетителей и минимизирует риски. Владельцы и операторы обязаны регулярно проводить технические осмотры, обучать персонал и информировать посетителей, гарантируя надёжность оборудования и безопасное использование аттракционов. Ответственный подход к эксплуатации является ключевым условием успешной и безопасной работы развлекательного объекта.

    Получите бизнес-план парка развлечений

    Советы по проекту

    1. Хотите открыть новый парк развлечений или обновить старый?

    2. Какие аттракционы вы хотите приобрести? (название, вместимость, количество и т. д.)

    3. Сколько квадратных метров? Крытый или открытый?

    4. Одобрена ли земля? Готовы ли средства?

    Имя*:

    E-mail*:

    Телефон(+ код города)*:

    Страна:

    Компания:

    Детали проектов (Как можно более подробно)*:

    Свяжитесь с нами
    X Свяжитесь с нами

      Свяжитесь с Нами

      Советы по проекту

      1. Какие аттракционы вы предпочитаете? (Количество мест, стиль и т.д.)

      2. Какой парк вы хотите построить? (Крытый или открытый)

      3. Каков график реализации проекта парка развлечений? (Ключевая информация для проектов от начала до конца)

      4. Утверждена ли земля? Готовы ли средства?

      Имя*:

      E-mail*:

      Телефон(+ код города)*:

      Страна:

      Компания:

      Детали проектов (Как можно более подробно)*: